ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
  "АЛЬФА ЛЕКС КОНСАЛТИНГ"
 +38 (095) 041-41-13
 +38 (093) 488-88-22
e-mail: office@alc-kr.com.ua
 

Ампилогов Даниил

Понедельник, 21 Март 2016 10:18

Что нужно знать о ВЗЯТКЕ?

 

2015 - 2016 годы знаменуются борьбой с коррупцией и взяточничеством.

"ПО-НОВОМУ" создано немало органов государственной власти, показательно борются с коррупцией, а следственные действия в отношении взяточников осуществляются с участием камер и представителей СМИ.

Первое, и главное, что нужно знать - вопрос получения взятки регулируется статьей 368 Уголовного кодекса Украины "принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом". То есть, называть взятку взяткой не совсем корректно, правильнее будет - получение неправомерного вознаграждения.

Теперь давайте определимся с ответственностью за такое преступление.

Так, согласно ч. 1 ст. 368 УК Украины, принятие предложения, обещания или получение должностным лицом неправомерной выгоды, а так же просьба предоставить такую выгоду для себя или третьего лица за совершение или не совершение таким должностным лицом в интересах того, кто предлагает, обещает, предоставляет неправомерную выгоду, или в интересах третьего лица любого действия с использованием предоставленной ему власти или служебного положения, - наказывается штрафом от 17 000 до 25 500 гривен, или арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Согласно п. 1 Примечаний ст. 368 УК Украины, неправомерной выгодой в значительном размере считается выгода, сумма которой превышает 1700 грн., а неправомерным вознаграждением в крупном размере считается выгода, сумма которой превышает 3400 грн., а неправомерным вознаграждением в особо крупном размере считается выгода, сумма которой превышает 8500 грн.

Так, за получение взятки в сумме от 1700 грн. до 3400 грн. вы можете быть лишены свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Получение неправомерного вознаграждения, согласно ч. 3 ст. 368 УК Украины, в крупном размере, то есть на сумму от 3400 до 8500 гривен, или если такое вознаграждение получило служебное лицо, которое занимает ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц, или повторно, или если получение такого неправомерного вознаграждения сопряжено с ее вымогательством, - влечет за собой лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

И, соответственно, если взяточник получает неправомерное вознаграждение в размере превышающей 8500 гривен, то есть в особо крупном размере и такое лицо занимает особо ответственное служебное положение, - может наступить наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

Относительно особо ответственного служебного положения - здесь все просто, лица, занимающие такое особо ответственное служебное положение перечисленны в, примечании к статье 368 УК Украины с соответствующими ссылками на различные законы.

Самыми распространенными на практике являются уголовные преступления, предусмотренные ч.2 и ч.3 статьи 368 Уголовного кодекса Украины и очень часто стоит вопрос, как правильно квалифицировать такое правонарушение. Принципиальная разница в санкциях между ч.2 и ч.3 данной статьи заключается в конфискации имущества по части 3 и действительно является принципиальной для многих чиновников !!!

Чаще всего приходится доказывать факт того, что лицо, получившее неправомерное вознаграждение, не требовало ее от лица, которое давало взятку. Ведь в 80% дел, именно этот момент является краеугольным камнем в квалификациях.

Факт вымогательства очень сложный с точки зрения доказывания и документирования. Такое доказывания зачастую ложится на плечи стороны защиты. С одной стороны, лицо, которое давало служащему взятку, никогда не признается, что давало ее по собственной воли и даст показания о том, что из него стали требовать взятку. С другой стороны, следователи, получив показания «взяткодателя» сразу же меняют предварительную квалификацию ч.2 на ч.3 и считают протокол допроса взяткодателя достаточным основанием для этого.

Итак, из опыта и практики следует, что такой признак, как "ВЫМОГАТЕЛЬСТВО ВЗЯТКИ", может быть поставлен в вину при наличии трех основных факторов:

1) инициатором дачи (получения) взятки является должностное лицо - взяткополучатель;

2) предложение о даче (получении) взятки имеет характер требования (принуждения), что подкрепляется: или а) открытой угрозой, или

б) созданием таких условий, которые убеждают взяткодателя в наличии реальной опасности (скрытая угроза) его правам и законным интересам, что заставляет его согласиться с требованием взяткополучателя;

3) действия, исполнением (неисполнением) которых угрожает вымогатель, обусловленные его служебным положением и, главное, имеют противоправный характер и направлены на причинение вреда правам и законным интересам взяткодателя.

Правильное определение границ «вымогательства взятки» зависит от содержания прав и интересов лица (их законности или незаконности), возможности реализации (защиты) этих прав и интересов с помощью взятки, законности или незаконности действий должностного лица, которыми оно угрожает, в случае отказа от дачи взятки, а также через направленность угроз должностного лица на причинение вреда правам и законным интересам взяткодателя. Так, Верховный Суд Украины в одном из своих постановлений констатировал, что вымогательство взятки исключается, если взяткодатель заинтересован в незаконном, неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, достичь удовлетворения своих незаконных интересов, получить незаконные льготы, преимущества, избежать заслуженной ответственности, т.д. В отличии от этого, в случае, если виновное лицо с целью получения взятки грозит совершению или не совершению действий, которые могут нанести вред, что является определяющим, правам или законным интересам того, кто дает взятку, или создает такие условия, при которых лицо не должно было, но вынуждено дать взятку с целью предотвращения негативных последствий для своих прав и законных интересов, действия получателя взятки следует рассматривать как сопряженные с требованием последнего.

То есть законность прав и интересов, которые взяткодатель защищает путем дачи взятки, является одной из основных и обязательных признаков вымогательства!!!

В контексте написанного выше, можно сделать следующий вывод:

Если виновное лицо с целью получения взятки грозит совершению или не совершению действий, которые могут нанести вред правам или законным интересам того, кто дает взятку, или создает такие условия, при которых лицо не должно было, но вынуждено дать взятку с целью предотвращения негативных последствий для своих прав и законных интересов, - действия получателя взятки следует рассматривать как сопряженные с требованиями последнего. В отличие от этого, вымогательство взятки исключается, если взяткодатель заинтересован в незаконном, неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, достичь реализации своих незаконных интересов, получить незаконные льготы, преимущества и тому подобное.

И напоследок хочется отметить, если вы не должностное лицо и вам не предлагают и не дают неправомерных вознаграждений, а наоборот, жизнь Ваша сложилась таким образом, что Вам нужно давать взятки, читайте следующие статьи на официальном сайте юридической компании "АЛЬФА ЛЕКС КОНСАЛТИНГ", подписывайтесь на рассылку или обращайтесь к нам по телефонам (095) 04-14-113; (093) 488-88-22; (066) 807-45-35 и Вы получите квалифицированную консультацию адвокатов.

Руководящий партнер

Юридическая компания «АЛЬФА ЛЕКС КОНСАЛТИНГ»

Роман Попов

Законодательный орган нашей страны в преддверии нового года решил сделать для бизнеса много «подарков» в виде принятых законопроектов, который должны благотворно повлиять на ведение бизнеса в Украине. Одним из таких «подарков» является Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда».

В началоНазад123ВперёдВ конец
Страница 3 из 3

 Главная | Практики |Индустрии | Земельные аукционы | Срочная помощь адвоката | Блог | Новости компании | Контакты

Данный информационный ресурс (www.alc-kr.com.ua), вся информация и результаты интеллектуальной деятельности, которые размещены на ресурсе, находятся под защитой международного права и законодательства Украины. Незаконные действия с информацией и результатами интеллектуальной деятельности влечет за собой ответсвенность. Вся информация, размещенная на ресурсе не является юридической консультацией. Комментарии, статьи, заключения, опубликованные юристами являются их личным мнением и могут не совпадать с мнением ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «АЛЬФА ЛЕКС КОНСАЛТИНГ».

© ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «АЛЬФА ЛЕКС КОНСАЛТИНГ». 2015-2021. Все права защищены.